Об образовательных потерях начали говорить еще во время пандемии COVID-19. Полномасштабная война умножила пробелы в знаниях и навыках украинских школьников. В настоящее время МОН совместно с комитетом по вопросам образования, науки и инноваций работают над разработкой Национальной программы преодоления образовательных потерь и разрывов образования на уровне общего среднего образования. Как выглядит программа ликвидации образовательных потерь, рассуждал эксруководитель Украинского центра оценивания качества образования Игорь Ликарчук.
Дальше – пряма речь.
Снова о будущей программе ликвидации образовательных потерь. Напишу несколько своих рекомендаций по преодолению того неизвестного, что называют мудро и очень учено – «образовательные потери».
Первая и самая главная рекомендация – у учащихся должна быть мотивация получить знания, потери отработать, упущенное наверстать. Между прочим, у кого из учеников такая мотивация была и есть, то у него нет и потерь… Даже в наковные и военные годы…
От программ и разговоров эта мотивация не появится. Для того, чтобы она возникла, сделайте (или заявите о том, что сделаете) хотя бы несколько следующих шагов:
1. Не принимайте в университеты всех подряд: и мертвых, и живых, и нерожденных; безграмотных и полуграмотных.
2. Обучение в университетах сделайте тяжелым трудом, а не протиранием штанов, в ожидании дипломов. Не хочешь учиться – не занимай место.
3. Аннулируйте НМТ и проводите ВНО с задачами такого уровня сложности, как в Китае или Норвегии.
4. Не устанавливайте порог «составил/не составил» по результатам ВНО на уровне порога угадывания, а ежегодно поднимайте его.
5. Выдавайте аттестат об общем среднем образовании выпускнику не за то, что отсидел за партой 11 лет, а за то, что получил знания. А если их нет – то нет и аттестата.
6. Не принимайте в 10 класс тех, кто не имеет знаний по основам наук
7. Не притесняйте учителей и школы рейтингами по результатам ВНО или НМТ.
8. Перестаньте винить учителя в низком качестве образования. Качество зависит не только от учителя. Она, прежде всего, зависит от мотивации ученика. А вот с этим проблема…
И все это сделайте ПОСЛЕ, а НЕ ПРИ ВОЙНЕ. Ни дети, ни учителя не должны в том, что есть эта проблема.
Получайте актуальную информацию об образовании в Украине и за рубежом