В обществе идет дискуссия о количестве предметов, которые сегодня изучают украинские школьники. Образовательный омбудсмен Сергей Горбачев также присоединился к обсуждению и поделился своим мнением по данному вопросу.
Далее – прямая речь:
В последнее время тема количества школьных "предметов" является предметом (простите за игру слов) жарких дискуссий в обществе и в образовательном сообществе.
Причем эта дискуссия, по представлению не очень компетентных или определенно заинтересованных лиц, манипулятивно переводится в русло "каких предметов вы хотите лишить наших детей".
Краткий ответ - мы должны заботиться не о "предметах", а об уровне образования наших детей. А это – хоть и связанные, но далеко не тождественные вещи.
Несколько “предмет” – это несколько искусственно выделенная в интересах организации образовательного процесса часть содержания образования.
Для нас же главным должны быть не предметы, а какие знания и компетентности получат наши дети в результате получения образования. А здесь вариаций может быть очень много – в зависимости от запросов и потребностей наших детей.
Вот это мы должны делать, об этом должны заботиться, а не о перечне "предметов", набор которых очень и очень отличается в разных странах.
И, если посмотреть в целом, Украина, к сожалению, имеет одно из сомнительных первых мест по количеству предметов.
И в то же время достаточно посредственные, чтобы не использовать более неприятные определения, результаты по качеству образования: достаточно посмотреть результаты международного исследования PISA.
Почему такие палки дискуссии – ответ прост: переформатирование содержания образования будет иметь следствие того, что многим в образовании придется решительно обновлять свои навыки и методические подходы, овладевать новыми методиками преподавания, серьезно переучиваться. А это не всем нравится. Потому и сопротивление.
Но сделать это все равно придется, какое бы сопротивление обновлению образования мы не преодолевали.
Ибо детей нужно учить тому, что им действительно нужно в жизни. И учить заинтересованно: чтобы школа была тем местом, куда ребенок хочет и будет идти с желанием, чтобы развиваться и овладевать новыми знаниями.
Эти знания и умение их использовать (это называется компетентностью), которые человеку нужны в реальной жизни: не только взрослому, когда потом, а уже здесь и сейчас.
Получайте актуальную информацию об образовании в Украине и за рубежом