Как действовать, если ребенок стал свидетелем шокирующих событий: советы психологов
От военной агрессии соседней страны больше всего страдает мирное население, испытывающее страх, беспомощность и отчаяние. Наиболее психологически уязвимые дети, видящие страшное лицо войны, и наравне со взрослыми становятся свидетелями шокируя событий. Как помочь ребенку, если он услышал или увидел что-то шокирующее и испуганное, рассказывают психологи ГСЧС.
1. Ни в коем случае не ругайте и не стесняйте ребенка за его испуг. Страх – природное и нормальное чувство, часть инстинктивной программы самосохранения. Он не поддается контролю у детей, проявляется на физическом уровне – содрогание, плаксивость, нарушение сна и аппетита, нервные теки, заикание.
2. Если вы увидели, что ребенок сильно испуган, успокаивайте его, крепко-крепко обнимайте, согревайте своим телом, гладьте по спинке – это поможет снять напряжение.
3. Пусть ребенок плачет, если ему это нужно. Не останавливайте, не заговаривайте, дайте выплакаться, просто будьте рядом и показывайте свою любовь.
4. Обсуждайте с ребенком то, что он увидел. Проговорите за ребенка то, что он не может сформулировать сам: «Ты так сильно испугался, когда увидел…» Так вы поможете ему выпустить страх наружу. Как и любая сильная эмоция, остающаяся внутри, страх «давит» на ребенка, создает постоянное напряжение. А если выпустить его наружу, как воздух из шарика, он теряет свою силу.
5. Во время разговора с ребенком попробуйте создать безопасную и спокойную обстановку, обнимайте ее, если она не противится. Говорите медленно и обязательно делайте паузы, чтобы ребенок имел время понять, а вы – держать чувства под контролем.
6. По большей части, одного разговора недостаточно, и приходится повторять много раз разными словами, вспоминая подробности произошедшего. Это следует делать до момента, пока вы не почувствуете, что страх ребенка постепенно уменьшается. И главное – поддерживайте ребенка каждый раз, когда он вспоминает случившееся и хочет поговорить об этом («А помнишь, мама, как я испугалась взрыва?»)
7. Рассказывайте ребенку о своих чувствах и страхах: "Мне тоже было страшно". Позвольте себе и ребенку бояться – не пытайтесь убедить его в том, что на самом деле он не боится, что у него не было повода бояться или в том, что на самом деле все это не страшно.
8. Предложите нарисовать свой страх или то, что испугало – это поможет справиться с эмоциями. Ребенок сам выберет, как это сделать. Некоторые дети рисуют или лепят испуганную сцену с точностью до мельчайших деталей. Некоторые покрывают листья черной или красной краской, к дырам черкают на бумаге ручкой. Не стоит направлять ребенка к какому-то «правильному» пути выражения или оценивать художественные достоинства результата, ведь основное – выплеснуть наружу то, что угнетает ребенка внутри.
9. Помните: ребенок не умеет управлять своими эмоциями и чувствами. Да и не всем взрослым это хорошо удается. Поэтому главная задача – помочь ребенку в этом.
Получайте актуальную информацию об образовании в Украине и за рубежом