Формировочное оценивание – это интерактивное оценивание успеваемости учащихся во время учебного процесса с целью выявления слабых и сильных сторон ребенка, сосредоточения на тех навыках, которые нуждаются в совершенствовании. Посредством такого оценивания педагог может оценить не только академические результаты, но и исследовать индивидуальные особенности детей. Для результативности процесса следует знать и применять инструменты формовочного оценивания, о которых рассказала канадская педагогиня Светлана Цимбал-Святненко во время воркшопа от ОО «Смарт освіта».
Педагогиня отмечает, что целью формовочного оценивания является не только подведение итогов обучения ребенка в баллах, но и выявление способов улучшения эффективности образовательного процесса.
Определенные критерии оценивания позволяют учащимся:
Для учителя формовочное оценивание способствует улучшению результатов работы. В процессе обучения педагог наблюдает и анализирует, какие методики срабатывают в конкретном классе, а что вообще не работает; какие инструменты повышают эффективность обучения учащихся; какие мнения и темы обсуждаются в классе. Кроме того, формируются доверительные и важные отношения между детьми и учителем. Как результат – удобная атмосфера в классе.
Светлана Цимбал-Святненко советует учителям применить действенные практики формовочной оценки.
1. Заключение «классного договора». В начале года следует обсудить с детьми вопросы их видения собственного класса с целью совместного формирования критериев поведения для достижения целей. В частности, быть ответственным за свое обучение, уважать себя, своих друзей, учителей, выполнять задачи, помогать одноклассникам, задавать вопросы, иметь право совершать ошибки. Критерии необходимо записать на бумаге, пригласить всех учащихся поставить свою подпись и разместить в классе на видном месте. В случае обнаружения нарушителей правил его одноклассники сами обращаются к документу, и как результат, развивается их самостоятельность, навыки рефлексии и т.д.
2. Проверка результатов обучения. Учитель предлагает детям проверить собственные достижения с помощью контрольного списка рассматриваемых вопросов, короткой анкеты, дискуссии, конференции, изображения схемы, которая передаст понимание изученной темы, тематического разговора и т.д. В результате такого процесса можно определиться с трудностями, возникшими у учащихся при обработке темы.
3. Определение маркеров успеха с целью закрепления навыков самооценки, рефлексии, самостоятельной работы. Маркеры следует создавать вместе с детьми.
4. Обратная связь. Учитель дает учену подробный и собственный совет по его успешности по определенной теме.
Используя такие инструменты, учитель сможет не только улучшить результаты работы, но и сформировать доверительные отношения с детьми.
Получайте актуальную информацию об образовании в Украине и за рубежом