Укр Рус

Лайфхаки: как подготовить учебное заведение к эвакуации

Лайфхаки: как подготовить учебное заведение к эвакуации

По словам психологов, с детьми важно отработать действия на случай российского вторжения. Это поможет направить тревогу в продуктивное русло и дать ощущение контроля за своей жизнью.

"Новая украинская школа" обнаружила, что некоторые директора учебных заведений из-за того, что не верят в возможность нападения России, игнорируют необходимость внепланово отработать нужные действия и психологически поддерживать учеников.

Однако изданию удалось отыскать руководителя Винницкого лицея № 20 Олега Слушного, который согласился рассказать о своем опыте и поделиться полезными лайфхаками.

ПОДГОТОВКА И ТРЕНИРОВКА

– Соцсетями ходят сообщения одних родителей о том, как отдельные школы умело готовятся к возможному нападению России, и возмущены комментарии других об отсутствии уведомлений или рекомендаций от администрации школы, которую посещают их дети. Отрабатывали ли в вашем лицее правила безопасности при обстреле, знают ли дети, как добраться до укрытия в случае необходимости?

“Во-первых, хочу сказать, что мы проводим такие тренировки не только из-за потенциальной опасности начала полномасштабной войны. Традиционно в нашем заведении проходят обучение и отработку действий на случай любых чрезвычайных ситуаций: заминирование здания, пожар, землетрясение, химическая атака, террористический акт и обстрел. Все эти ситуации последовательно изучаются, чтобы дети и работники знали, чем они отличаются и каков алгоритм действий при наступлении каждой из них. Плановая учеба проходит дважды в год: в сентябре ко Дню здоровья и в апреле ко Всемирному дню охраны труда”.

Директор рассказывает, что во время Дня гражданской защиты обязательно проводят учебно-тренировочную эвакуацию, а лицей посещают специально приглашенные представители различных служб. Полицейские, врачи и пожарные помогают повысить квалификацию, а для детей проводят лекции и тренинги.

– Расскажите больше, какие это тренинги и как они проходят?

“Перед учебно-тренировочной эвакуацией учащиеся проходят теоретическую подготовку: школьная медсестра, врачи Центра первичной медико-санитарной помощи предоставляют теоретические знания по профилактике заболеваний и оказанию помощи пострадавшим. Активно помогает Общество Красного Креста, приезжая с муляжами и отрабатывая практические навыки по оказанию первой медицинской помощи. В конце проходит лекция, которую проводит классный руководитель именно о порядке действий в чрезвычайной ситуации”.

По словам директора, лицей имеет договор о сотрудничестве с местной пожарной частью. Пожарные приезжают в школу в полном снаряжении, проводят обзорно-экскурсионную беседу для детей младших классов, а для учащихся средней и старшей – конкретные отработки. На стадионе под их контролем разводится костер, а затем пожарные учат, как правильно гасить пламя.

Кроме того, ко Дню школьного самоуправления, ежегодно проходящему в декабре, лицей привлекает родителей презентовать свои профессии; чаще всего приглашают именно работников полиции, врачей и пожарных, направляющих урок на вопросы коллективной безопасности.

Олег Слушный говорит также, что когда в конце учебного года происходит проверка и перезарядка огнетушителей, то в случае обнаружения баллонов, срок годности которых истекает, педагоги сами освобождают их от порошкообразной смеси. Это позволяет учителям научиться правильно держать огнетушитель, понять, какое усилие нужно приложить, чтобы выдернуть чеку и нажать рычаг, почувствовать силу отдачи.

– Считаете ли вы, что проведение учебно-тренировочной эвакуации дважды в год достаточно, чтобы дети и учителя не паниковали в случае реальной угрозы?

“Из-за того, что во всех школах Украины участились случаи фейковых замен, уже в 2022 году нам дважды пришлось эвакуироваться за пределы здания. 20 января мы получили сообщение от департамента образования о заминировании всех учебных заведений и имели практику выведения из школы почти 900 детей. В следующий раз это произошло 11 февраля, когда во вторую смену обучалось 287 учеников, которых мы тоже успешно эвакуировали. Конечно, я считаю, что тренировочные эвакуации следует проводить чаще, чтобы на практике применить то, чему мы научились, выбрав правильный алгоритм действий, чтобы помочь избежать последствий и сохранить жизнь и здоровье каждого участника образовательного процесса”.

Директор говорит, что внеплановые практические отработки во время учебно-тренировочной эвакуации следует проводить на большом перерыве или на последнем уроке, чтобы минимизировать отрыв от образовательного процесса.

СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ И ПОРЯДОК ДЕЙСТВИЙ

– Что для вас самое важное, как руководителя учебного заведения, при планировании и проведении учебных тренировок? И есть ли у вас конкретные советы для своих коллег?

"Главный совет – не сосредотачивать все обязанности по организации коллективной безопасности в руках одного человека. Это горький опыт директоров многих учреждений общего среднего образования по всей Украине, когда нет соответствующего количества ставок, или вся ответственность лежит на одном заместителе. Тогда в случае чрезвычайной ситуации этому человеку необходимо охватить множество задач”.

Став директором, Олег Слушный распределил обязанности и сферы ответственности: за гражданскую защиту отвечает один заместитель, за охрану труда – второй, за безопасность жизнедеятельности – третий, а за пожарную безопасность – четвертый.

Еще один лайфхак – распечатать списки эвакуации на цветной бумаге и распределить в папки по сменам:

“В нашем лицее учатся 49 классов, работают две смены. Поэтому, чтобы быстро сориентироваться, какие классы находятся в каждую конкретную минуту, мы разработали эту систему. За проверку и актуальность списков отвечает секретарь. В красной папке хранятся списки эвакуации учащихся 1–2 классов, обучающихся в первой смене. В желтом – 3–4 класса (они учатся во вторую смену). Зеленая папка содержит списки учеников 7–11 классов, которые начинают обучение в первую смену, но еще не покидают школу, когда начинается вторая. В голубой папке – списки 5–6 классов, обучающихся во вторую смену.

Олег перечислил последовательность действий в случае необходимости эвакуировать детей и персонал из здания школы:

1. Заместитель, отвечающий за гражданскую защиту, нажимает тревожную кнопку и во всем лицее звучит ответный сигнал. После этого он берёт необходимые папки со списками классов, покидает помещение и готовит место, куда будут эвакуироваться работники на учащиеся.

2. Технические работники, услышав сигнал тревоги, открывают выходы, за которые они отвечают (всего их пять). Педагоги говорят детям оставить все вещи на своих местах, а в холодное время года – захватить верхнюю одежду и обувь и выстроиться для организованного. выхода. Проверив, никого ли не осталось в классе и обязательно взяв журнал, учитель выводит детей на улицу, где их встречают ответственные заместители. Здесь они сверяют количество детей со списками эвакуации и классным журналом, где отмечены отсутствующие, и спрашивают о необходимости оказания кому-то помощи.

3. Задание заместителей по охране труда и безопасности жизнедеятельности – проконтролировать, чтобы все работники заведения также были эвакуированы, после чего спросить об их состоянии.

4. Директор покидает помещение школы последним, когда там никого не осталось. Заместители рапортуют ему каждый о своей сфере.

Нюансы:

  • Если класс разделен на подгруппы (как на английском языке), то учитель, у которого нет классного журнала, берет блокнот, где отмечены присутствующие на уроке учащиеся.
  • Все материальные ценности остаются под наблюдением системы внутреннего видеонаблюдения.
  • В каждом классе предусмотрено наличие одеяла, чтобы учителя-предметники не бежали за своей верхней одеждой в учительское.

В случае, когда эвакуироваться нужно не за пределы здания, а в укрытие (об этом известит другой сигнал), то порядок действий почти такой же, за исключением, что детей переводят в подвальное помещение.

ОБЕСПЕЧЕНИЕ НЕОБХОДИМЫХ УСЛОВИЙ И СВЯЗЬ С РОДИТЕЛЯМИ

Подпишитесь на email рассылку!

– Можете рассказать подробнее об укрытиях, снабжении водой и едой?

“На случай военных действий мы подготовили самое простое укрытие в подвальном помещении (к сожалению, у нас нет бомбоубежища), где нет стройматериалов или каких-либо вещей, которые могут загородить проход. Учеников младшей школы переводят в помещение стрелкового тира, расположенного в подвале и способного вместить меньшее количество людей. Учащиеся средней и старшей школ занимают более просторное подвальное помещение, находящееся под столовой”.

По словам Олега Слушного, подвальные помещения в надлежащем состоянии поддерживают работники заведения, дважды в год их обследует школьная комиссия.

Продукты длительного хранения школа не закупает из-за отсутствия таких требований и финансирования.

Относительно обеспечения питьевой водой, то, как рассказал Олег, в винницкой территориальной общине действует программа, по которой каждое учебное заведение оборудовано девятиступенчатой ​​системой очистки воды. Обычно она используется для приготовления пищи в школьной столовой и доступна в питьевых фонтанчиках (по карантинным требованиям они сейчас ограничены в использовании). Но если работники лицея и ученики будут прятаться в подвале, то на этот случай предусмотрена возможность набирать воду, не выходя наверх. Резервуар на 120 литров регулярно наполняется и очищается. При необходимости и предварительно оценив обстановку, можно спустить с классов имеющиеся кулеры с водой.

— Вы упоминали о разных сигналах оповещения. Как у вас это устроено?

“В 2020 году мы реализовали общий проект детей и педколлектива, привлекая альтернативные источники финансирования, и поставили в школе радиоузел, выполняющий три функции: музыкальные звонки, школьное радио и систему оповещения. Эта система имеет встроенную программную функцию: когда нажимается тревожная кнопка, во всем заведении включается сигнал "Внимание всем!" с сообщением о произошедшей чрезвычайной ситуации и какие действия необходимо выполнить”.

По словам директора, в лицее также остался исправный электрический звонок (школа построена в 1982 году), поэтому при необходимости можно использовать и его: длинный звонок, продолжительностью 60 секунд, 10 секунд тишины и снова 60-секундный звонок – это сигнал для всех о том, что нужно срочно покинуть помещение и отойти на безопасное расстояние.

Третий действенный сигнал: на каждом из трех этажей в две смены дежурят ответственные лица, извещающие учителей, заходя в классы. Дежурные имеют "дублеров" на случай отсутствия на рабочем месте.

- А как вы будете извещать родителей? И как будете действовать при отсутствии телефонной связи и недоступности интернета?

«Лицей достаточно информационно открыт: у нас есть сайт, мы ведем страницы в инстаграмм и фейсбук, есть также телеграмм-канал и вайбер-чат, к которому присоединились все родители, независимо от того, в каких классах учатся их дети. Сайт, страницы в соцсетях и мессенджеры ведут разные люди, и в случае чрезвычайной ситуации информация об этом появится на каждом канале. Текст сообщения для одновременного оповещения у нас заготовлен и сохранен как шаблон, чтобы пришлось скопировать его, а не писать в стрессовой ситуации”.

Что касается вопроса, где родители смогут найти детей при отсутствии связи, директор говорит, что в любом случае – это территория или помещение школы.

Благодаря тому, что здание школы используют для государственных и местных выборов, в лицее на учете и хранении есть радиоприемники, фонари и аптечки. В случае чрезвычайной ситуации, всем этим тоже можно пользоваться.

Олег Слушный подчеркивает важность психологической составляющей в любой чрезвычайной ситуации. Психологическая служба, в которую входит социальный педагог и психолог лицея, разработала короткие памятки для снятия стресса и рекомендации о том, как говорить с детьми о войне и других чрезвычайных ситуациях. Используя эти рекомендации, учителя начальной школы проводили беседу со своими учениками, а для 5-11 классов, которые учились дистанционно, такие консультации проводились онлайн.

ДРУГИЕ ПОЛЕЗНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

Примеров качественной подготовки государственных школ к чрезвычайным ситуациям могло быть больше. Родители не только между собой возмущаются недостаточным количеством учебно-тренировочных эвакуаций в школах, но и обращаются к Образовательному омбудсмену. В результате, на сайте службы появились подробные инструкции и порядок действий участников образовательного процесса в случае чрезвычайных ситуаций. Их можно прочитать здесь.

Кроме того, КГГА на официальном сайте опубликовала инструкции, что делать после сигнала системы оповещения и как эвакуироваться школам:

Опубліковано:
Освітній портал op.ua
Автором статьи не является редакция сайта, поэтому все его источники относятся к автору самой статьи
0.0
Актуальність і новизна:
Подача і оформлення матеріалу:


Інші новини

Показать больше

Нещодавні матеріали бібліотекки

Показать больше

Подпишитесь на email рассылку!

Получайте актуальную информацию об образовании в Украине и за рубежом

Новина додадана до збережених

Перейти до кабінету
x
x
Статус користувача