Укр Рус

Образовательный омбудсмен рассказал о реформе старшей школы

Образовательный омбудсмен рассказал о реформе старшей школы

Вопрос реформирования старшей школы пока волнует всех участников образовательного процесса.

На официальном сайте службы образовательного омбудсмена для педагогов, родителей и учащихся подготовили текст с пояснениями по реформе.

Ученики 10-12 классов будут получать полное среднее образование не в общеобразовательных школах и гимназиях, а в лицеях, и это образование будет профильным. Но, сосредоточивая внимание в основном на факте изменения места обучения, не все понимают, для чего эта реформа нужна. Действительно, она не из легких, ведь кардинально меняет привычные подходы к получению полного общего среднего образования и организации образовательного процесса в старшей школе. Пока существует немало проблем, неких неопределенностей и вопросов, как это все будет происходить. Ведь реформирование требует обновления нормативной базы, финансирования, согласованности действий органов государственной и местной власти, четкого распределения полномочий, создание новых образовательных программ для учащихся 10-12 классов, материально-технического обеспечения, подготовки педагогических работников. Но постепенность реформы может обеспечить ее качество, и очень важно, чтобы от реформы не осталось только название, а она действительно сделала образование старшеклассников качественной. Для того, чтобы понять, как действовать дальше и как новые изменения могут улучшить образование, прежде всего необходимо понимать цель самой реформы. Поэтому подготовили для участников образовательного процесса и управленцев текст о том, зачем же нужна реформа старшей школы.

Ученые Национальной академии педагогических наук Украины, В. Кремень, В. Ляшенко, В Локшина в исследовании "Общее среднее образование Украины в контексте образования стран Европы: продолжительность и структура" приводят статистику, что в странах Европы более 95% молодежи продолжают обучение по академическим или профессиональными образовательными программами в старшей школе. Из них 50% учится по академическим программам (углубленное изучение отдельных предметов), другие учатся по программам приобретения профессии.

В Украине большинство учащихся (64,8%) после 9 класса продолжают обучение в старшей школе (10-11 классы), в учреждениях профессионального (профессионально-технического) образования учатся 14,7%, в профессиональных колледжах и техникумах - 19,6% (данные 2020 года). Ежегодно уменьшается количество выпускников 9 класса, которые идут получать профессию: за последние четыре года доля таких учащихся упала от 38,7% до 34,3%.

 ОБЯЗАТЕЛЬНОЕ ПОЛНОЕ ОБЩЕЕ СРЕДНЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Подпишитесь на email рассылку!

Как все мы знаем, полное общее среднее образование в Украине является обязательным. Это прописано в статье 53 Конституции Украины, а также в части 2, статьи 12 Закона Украины "Об образовании". Поэтому все ученики 9 классов до окончания учебного года определяются, будут они продолжать академическое обучение в 10 классе или идти в профессионально-техническоое училище, колледж или другое учреждение, где смогут получить полное среднее образование. Конечно, не все, но в основном, выпускники 9 классов ориентируются с какой сферой хотят связать свое будущее, что им нравится, какими знаниями и навыками им еще необходимо овладеть, предметы стремятся составлять на ВНО или какую профессию получать.

НЕОБХОДИМОСТЬ УМЕНЬШЕНИЯ КОЛИЧЕСТВА УЧЕБНЫХ ПРЕДМЕТОВ

Уже неоднократно я подчеркивал, что, к сожалению, многолетняя система школьного образования наполняет головы учеников большим количеством фактов, понятий, второстепенной информации, которая не позволяет учним получить целостную картину мира. В результате ученики изучают все и сразу, тратят на это много времени, а эффективности от такого обучения мало. Такая же ситуация и с образованием старшеклассников. Учебный план для учащихся 10-11 классов перенасыщен предметами - они изучают более двадцати предметов вместо того, чтобы сосредоточиться на том, что им нравится, чем планируют заниматься в жизни, к чему имеют талант.

В результате часть учеников разрывается между всеми предметами и тратит дополнительное время, чтобы самостоятельно или с репетитором более глубоко изучать предметы, необходимые им для будущего профиля. Часть учеников изучает только те предметы, которые готовит на ВНО, и / или к которым есть интерес, а все остальные "учит" на минимальную оценку, чтобы было. Поэтому и сами учителя жалуются на мотивацию учащихся старших классов и теряют собственную мотивацию учить учеников, которые интенсивно изучают 4-5 предметов, а все остальные фактически игнорируют. В учреждениях профессионального (профессионально-технического) образования учащиеся также изучают школьную программу, и только после ее прохождения учебный план фокусируется на предметах, необходимых для профессии. Понятно, что такая система совершенно не улучшает уровень знаний, наоборот.

ПРОФИЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ - ПРАВО ВЫБОРА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ

Сейчас, когда ученики переходят в старшую школу, они учатся или "универсальным" профилем (изучение на уровне стандарта всех предметов), или по определенному "профилю", который все равно переполнен непрофильными предметами. Выбор профиля достаточно часто зависит от педагогической нагрузки учителей.

Реформа же предполагает, что в 10-12 классе учащиеся смогут учиться или в академическом лицее, самостоятельно выбрав предметы определенного профиля, или в профессиональном лицее, где ученик одновременно сможет получить полное среднее образование и определенную профессию. Когда у учащихся, которые хотят поступать и работать, например, по языковому профилю, НЕ БУДЕТ рассредоточенности на предметы естественного направления, за три года академического профильного обучения они смогут значительно углубить языковые знания, необходимые навыки, подготовиться к поступлению в ЗВО и делать это во время занятий в лицее, а не на дополнительных занятиях с репетитором вне школы. Профильность поможет улучшить качество образования, результаты обучения учащихся и подготовить их к будущей учебы в университете и работы. То есть от профильности образования зависит и успешность карьеры выпускника. Так же ученики, которые будут учиться в профессиональном лицее, учить не все предметы школьной программы, а те, развивающие навыки в профессии, которую они получают.

УМЕНЬШЕНИЕ НАГРУЗКИ

Исследователи В. Кремень, В. Ляшенко, В Локшина отмечают, что на усвоение образовательных программ соответствующего уровня полного общего среднего образования украинским школьникам предоставляется меньше времени, чем их сверстникам из европейских стран, но по требованиям, объемом знаний и приобретенных компетенций украинские программы эквивалентны европейским , а иногда даже превышают их. Из-за этого возникает перегрузка учащихся, что сказывается на их здоровье.

Во время профильного обучения в лицеях будет уменьшено количество учебных предметов и количество академических часов по непрофильным предметам. Такой подход уменьшит нагрузку на учащихся. А чем меньше нагрузка и большая сосредоточенность на конкретных вещах, тем глубже уровень знаний и навыков. Это позволит старшеклассникам уменьшить нагрузку на здоровье, сохранять лучший психоэмоциональное состояние.

РЕФОРМА ПОМОЖЕТ СНИЗИТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ НЕРАВЕНСТВО

Получение профильного образования в лицеях учениками из небольших городов и сел поможет снизить разрыв в знаниях и компетентности между детьми.

Поскольку сейчас, по результатам исследования PISA-2018, результаты сформированности читательской, математической и естественнонаучной грамотности учащихся / студентов, обучающихся в больших городах в лицеях, гимназиях и специализированных школах, значительно выше, чем в других их сверстников. Максимальная разница составляет более 2-х лет обучения. Например средний балл учеников / студентов в чтении в крупных городах составляет 499,4, а у учащихся с небольших городов и поселков - 420,6, по математике соответственно 494,1, бал, и 408,1 баллов.

Ученики смогут выбирать академический или профессиональный лицей и учиться наравне с другими детьми из крупных городов. Конечно, для этого нужно обеспечить подвоз учеников, чтобы дети из сел, поселков и городков могли добираться в лицей, который они выбрали, при необходимости создать пансионы для проживания и питания учащихся, которые будут доезжать из других местностей.

Реформа старшей школы, предусматривает создание профильного образования и трансформацию учебных заведений, будет способствовать обеспечению равного доступа всех детей к качественному образованию, поможет создать и упорядочить школьную сеть, обеспечить рациональное использование ресурсов и обновить материально-техническое обеспечение учебных заведений.

РЕФОРМА СПОСОБСТВУЕТ ИНТЕГРАЦИИ УКРАИНСКИЙ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ В МИРОВОЕ ПРОСТРАНСТВО

В Украине обучение пока продолжается 11 лет с поэтапным переходом на 12-летку. Обучение в старшей школе сейчас идет 2 года. А с 2027 - 3 года. Исследователи В. Кремень, В. Ляшенко, В Локшина делают вывод, что в постсоветских странах, кроме Украины осталось только 3 государства, полное общее среднее образование в которых продолжается 11 лет - Азербайджан, Беларусь и Россия.

В большинстве стран Европы профильное образование получают за 3 (в 17 странах) или 4 года (19 стран), в одной стране (Литва) - за 2 года (но базовое среднее образование в Литве составляет 6 лет), в 3 странах - пятилетнее профильное образование. В Украине самая маленькая в Европе продолжительность получения полного общего среднего образования. По мнению ученых, из-за сохранения 11-летней школы выпускники украинских школ не смогут конкурировать со сверстниками из европейских стран, а украинское образование - органично войти в европейское и мировое образовательное пространство. Ведь 12-летнее образование соответствует основным принципам мировой образовательной политики, в частности, положением Инчхонськой Декларации «Образование 2030».

Евроинтеграция предполагает и интеграцию украинской системы образования в европейское образовательное пространство. Для этого украинское законодательство должно быть приведено к нормам европейской образовательной политики, в том числе и в вопросах продолжительности получения образования. Ведь самая низкая продолжительность получения полного общего среднего образования в европейских странах - 12 лет.

Если ученик выбирает для получения высшего образования другую страну, он должен закончить в этой стране 12 класс, и только тогда может поступить в университет, и это создает для учащихся определенные проблемы. Много молодежи, получив высшее образование в других странах мира, возвращается и работает в Украине, внедряет реформы, изменяя ее.

Опубліковано:
Освітній портал op.ua
Автором статьи не является редакция сайта, поэтому все его источники относятся к автору самой статьи
0.0
Актуальність і новизна:
Подача і оформлення матеріалу:


Інші новини

Показать больше

Нещодавні матеріали бібліотекки

Показать больше

Подпишитесь на email рассылку!

Получайте актуальную информацию об образовании в Украине и за рубежом

Новина додадана до збережених

Перейти до кабінету
x
x
Статус користувача