Укр Рус

Первый раз в первый класс: готов ли ребенок к школе

Первый раз в первый класс: готов ли ребенок к школе

Как родителям понять, что ребенок готов в школу? Ребенок достиг возраста 6-7 лет, умеет читать, писать, считать, то он уже может идти в 1 класс. Так считает большинство родителей. Однако готовность ребенка к школе – это не один признак, а совокупность эмоциональных, социальных, физических, интеллектуальных, проворных компетентностей. Готов ли ребенок в школу? Как за летнее время подготовить ее к новым изменениям? На эти и другие вопросы отвечает детская психологи Светлана Ройз, методистка, автор учебников НУШ Инна Большакова, учительница начальных классов Золочевской «Школы радости» Наталья Блозовская специально для «НУШ».

Детская психологиня Светлана Ройз предлагает родителям ответить на вопросы, прежде чем принимать решения и отдавать ребенка в школу:

1.Насколько ребенок может выдержать нагрузку – быть какое-то время без мамы?

2. Насколько отношения с родителями воспринимаются как надежные? Ведь ребенок сможет проявлять активность, любопытство, только отталкиваясь от ощущения безопасности и поддержки в семье.

3. Насколько ребенок справляется с напряжением (разочарованием) – например, когда ему не дали сразу же желаемого? Как она справится, если захочет ответить, а учитель вызовет другого ребенка?

4.Насколько ребенок подготовлен – видел, общался с разными людьми? Есть ли у нее опыт взаимодействия, обращали ли вообще ее внимание на детей и взрослых разных психотипов, телесных типов, всех возрастов?

5. Сможет ли ребенок выдержать напряжение, когда на него какое-то время не обращают персонального внимания (учитель, даже самый лучший, не сможет уделять внимание только одному ученику)? Справится ли с этой нагрузкой ребенок? Как будет вести себя – резвиться, плакать, проявлять агрессию?

6. воспринимает ли ребенок, что обращаются и к нему, когда обращаются ко всей группе?

7. Может ли ребенок попросить у других людей помощь – насколько он уверен, что его поддержат?

8. Если ребенок учится писать буквы, то говорит "я нарисовала букву" или "я написала букву"? Ведь "нарисовал" – это признак игровой, творческой деятельности и мотивации. "Написал" - уже обучающей.

9.Насколько ребенок подвижен, раскрепощен в движениях, насколько родители позволяют или ограничивают его двигательную активность?

10.Есть ли у ребенка режим дня, правила, что-то выполняемое регулярно (это влияет не только на возможность "выдерживать" правила, но и на общее чувство безопасности)?

11.Насколько ребенок уверен, что он "хорош просто так"?

Наталья Блозовская отмечает, что главная задача родителей будущего первоклассника – сформировать деятельные навыки ребенка ненавязчивым для него способом, например:

  • ненавязчивый способ включать в жизнь учебные моменты, например, во время прогулки в парке рассматривать цветы, искать белочку, пусть ребенок описывает увиденное;
  • читать детям сказки и просить их пересказать;
  • лепить вместе с детьми вареники из теста или грибочки из пластилина – так развивается мелкая моторика, а еще можно сравнить, кто и сколько их слепил;
  • научить тому, что люди могут быть разными, а в школе детей с радостью ждет учительница, которая научит правильно держать ручку, писать и читать.

Инна Большакова объяснила, без каких навыков ребенку будет тяжело в школе:

  • Физиологическое развитие демонстрирует, как детский организм готов выдерживать школьную нагрузку. Проверить его можно по филиппинскому тесту (если ребенок может прикоснуться правой рукой к левому уху, проведя руку над головой, следовательно, с этим все хорошо). О физиологической готовности может говорить изменение молочных зубов, но это не основной показатель.
  • Эмоциональное и социальное развитие позволяет детям быть успешными в социуме. От того, насколько успешной будет коммуникация детей в классе, зависит их академическое обучение.
Подпишитесь на email рассылку!

“Для физиологической готовности важно развитие моторики, а также физические упражнения. Пусть дети бегают на улице, играют, прыгают – таким образом они будут готовы к нагрузкам. Социальная и эмоциональная успеваемость дает детям чувство безопасности. Тогда дети тратят свой энергетический ресурс не на переживания в отношении сверстников или отношений с учителем, а на достижение академических успехов, – отмечает Инна.

Экспектка предлагает чек-лист для родителей с подсказками, как подготовить ребенка к новым изменениям:

  • ребенок должен научиться ухаживать за собой, то есть быть самозарядным (это означает, что он умеет самостоятельно пользоваться туалетом, сам складывает вещи в рюкзак, самостоятельно одевается, понимает, как обращаться с книгами, тетрадями).
  • чтобы не было страха остаться без родителей в новом пространстве, можно договориться с друзьями и оставить у них ребенка на определенное время, одновременно он должен знать, что родители точно за ним придут;
  • научить управлять своими эмоциями. Для этого дети должны знать хотя бы одну-две техники саморегуляции (с примерами дыхательных упражнений для успокоения можно ознакомиться здесь);
  • не следует транслировать на детей свой школьный опыт, а рассказывать, что обучение – это процесс, связанный с успехом и неуспехом. На неуспех, называемый ошибками, нужно реагировать спокойно и подумать, как можно изменить ситуацию;
  • развивать концентрацию внимания, влияющую на академическую успеваемость. Ребёнок должен слышать инструкцию учителя и последовательно выполнять определенное действие. Для этого детям нужно давать определенные задачи, требующие максимальной концентрации, например играть с ней в настольные игры. Но ни в коем случае не привлекать к этому гаджеты;
  • ребенок должен понимать, что значит "нет", то есть, что чего-то нельзя делать;
  • важно, чтобы ребенок мог вовремя остановиться, когда чувствует, что не может справиться с ситуацией, то есть умеет сказать себе "стоп";
  • если в семье общаются на русском, нужно переходить на украинский, потому что дети могут не слышать и не понимать учителя.
Опубліковано:
Освітній портал op.ua
Автором статьи не является редакция сайта, поэтому все его источники относятся к автору самой статьи
0.0
Актуальність і новизна:
Подача і оформлення матеріалу:


Інші новини

Показать больше

Нещодавні матеріали бібліотекки

Показать больше

Подпишитесь на email рассылку!

Получайте актуальную информацию об образовании в Украине и за рубежом

Новина додадана до збережених

Перейти до кабінету
x
x
Статус користувача