Как родителям понять, что ребенок готов в школу? Ребенок достиг возраста 6-7 лет, умеет читать, писать, считать, то он уже может идти в 1 класс. Так считает большинство родителей. Однако готовность ребенка к школе – это не один признак, а совокупность эмоциональных, социальных, физических, интеллектуальных, проворных компетентностей. Готов ли ребенок в школу? Как за летнее время подготовить ее к новым изменениям? На эти и другие вопросы отвечает детская психологи Светлана Ройз, методистка, автор учебников НУШ Инна Большакова, учительница начальных классов Золочевской «Школы радости» Наталья Блозовская специально для «НУШ».
Детская психологиня Светлана Ройз предлагает родителям ответить на вопросы, прежде чем принимать решения и отдавать ребенка в школу:
1.Насколько ребенок может выдержать нагрузку – быть какое-то время без мамы?
2. Насколько отношения с родителями воспринимаются как надежные? Ведь ребенок сможет проявлять активность, любопытство, только отталкиваясь от ощущения безопасности и поддержки в семье.
3. Насколько ребенок справляется с напряжением (разочарованием) – например, когда ему не дали сразу же желаемого? Как она справится, если захочет ответить, а учитель вызовет другого ребенка?
4.Насколько ребенок подготовлен – видел, общался с разными людьми? Есть ли у нее опыт взаимодействия, обращали ли вообще ее внимание на детей и взрослых разных психотипов, телесных типов, всех возрастов?
5. Сможет ли ребенок выдержать напряжение, когда на него какое-то время не обращают персонального внимания (учитель, даже самый лучший, не сможет уделять внимание только одному ученику)? Справится ли с этой нагрузкой ребенок? Как будет вести себя – резвиться, плакать, проявлять агрессию?
6. воспринимает ли ребенок, что обращаются и к нему, когда обращаются ко всей группе?
7. Может ли ребенок попросить у других людей помощь – насколько он уверен, что его поддержат?
8. Если ребенок учится писать буквы, то говорит "я нарисовала букву" или "я написала букву"? Ведь "нарисовал" – это признак игровой, творческой деятельности и мотивации. "Написал" - уже обучающей.
9.Насколько ребенок подвижен, раскрепощен в движениях, насколько родители позволяют или ограничивают его двигательную активность?
10.Есть ли у ребенка режим дня, правила, что-то выполняемое регулярно (это влияет не только на возможность "выдерживать" правила, но и на общее чувство безопасности)?
11.Насколько ребенок уверен, что он "хорош просто так"?
Наталья Блозовская отмечает, что главная задача родителей будущего первоклассника – сформировать деятельные навыки ребенка ненавязчивым для него способом, например:
Инна Большакова объяснила, без каких навыков ребенку будет тяжело в школе:
“Для физиологической готовности важно развитие моторики, а также физические упражнения. Пусть дети бегают на улице, играют, прыгают – таким образом они будут готовы к нагрузкам. Социальная и эмоциональная успеваемость дает детям чувство безопасности. Тогда дети тратят свой энергетический ресурс не на переживания в отношении сверстников или отношений с учителем, а на достижение академических успехов, – отмечает Инна.
Экспектка предлагает чек-лист для родителей с подсказками, как подготовить ребенка к новым изменениям:
Получайте актуальную информацию об образовании в Украине и за рубежом