Что делать, чтобы действительно быть, а не только имитировать?
Всегда будут люди, которые будут становиться на путь правонарушений ради собственной выгоды и не будут иметь при этом никаких упреков совести. Более того, еще и будут хвастаться своей «ловкостью».
Следовательно, институциональные карательные механизмы более чем нужны, потому что при их отсутствии жди эпидемию беззакония.
1 НЕОБХОДИМОСТЬ
Как крайне необходимо, например в образовании за попытки списывания/плагиата, должно быть не только моральное осуждение или учебные курсы, т.е. общественно-образовательного статуса.
Что-то типа удаления на несколько минут и штрафных баллов или предупредительных карт в спорте.
Как, например, во Франции особа, котарое попыталась жульничать на тамошнем ВНО, теряет на пять лет возможность подаваться на поступление в любой университет страны.
2 ДОСТАТОЧНОСТЬ
Только везде и всегда этот крайне нужный институционный механизм блокирования попыток некоторых граждан жить благодаря правонарушениям никогда не был двигателем как созидания, так и простого воспроизводства общественно-производительного позитива.
Таким двигателем могут быть только такие системно-институционные порядки, при которых «допуск» ко всем сегментам общественной деятельности могут получать только те лица, которые способны как МИНИМУМ соответствующее дело делать по-честному без вынужденности жульничать, обманывать, имитировать.
В нашем образовательном случае, например, относительно сегмента высшего образования, проходящий к нему порог «сдал/не сдал» должен отсекать от других только тех, кто на финише среднего общего образования продемонстрировал подготовку заметно выше средних показателей. И не относительно своего «колхоза», и даже не относительно среднего по стране, а в сопоставлении с современными мировыми стандартами образовательных требований.
Ведь только с таким контингентом студентов высшего образования в учебной среде будут только единичные «искатели приключений», а «карательная» система не будет иметь проблемы неестественной перегруженности.
Кстати, еще нужно поискать, у которых еще, кроме Украины, народы мира не имеют практики дублирования учебного года для неуспевающих учеников.
Она у нас оттого, что нация до сих пор не выдвинула на линию общественного взаимодействия политических/ведомственных лидеров, желающих/способных изменить к лучшему фактологическое содержание дела в плоскости (2), а в результате у страны нет никаких шансов для действенного решения проблем с плоскости ( 1).
Получайте актуальную информацию об образовании в Украине и за рубежом