Укр Рус

Полезные советы по технике оценки учеников

Полезные советы по технике оценки учеников

Оценивать учащихся можно с помощью собеседования, консультации, портфолио, самооценки, личной рефлексии, рубрики оценки и ситуативных заметок.

Большинство из них основаны на внимательном наблюдении учителя за ученичеством не только во время учебы, но и на перемене или в неожиданных ситуациях. Это позволяет лучше понять, как меняются дети и на что нужно обратить внимание.

"Новая украинская школа" подготовила конспект из пособия "Украинский для всех" от Финского проекта "Учимся вместе" + проекта ЕС. Авторы: Мелоди Костюк, Игорь Хворостяный и Ирина Унгурян.

Читайте о том, что нужно учесть, разрабатывая программу оценки и как собирать информацию об обучении. Текст пригодится учителям, которые хотят изменить или разнообразить техники оценки. Подборка полезна не только для учителей украинского языка, описанные методы – универсальны.

ЧТО НАДО УЧИТЫВАТЬ

Авторы дают несколько советов, которые следует учесть, планируя и разрабатывая эффективную программу оценки:

  • Оценивание – это непрерывный процесс, в течение которого учителя собирают информацию об обучении учащихся, а также учитывают ее, планируя обучение.
  • При оценке важная обратная связь для всех участников образовательного процесса. Цель – улучшить успеваемость учащихся в будущем.
  • Для оценки используют разные стратегии. Ведь важно оценивать учащихся в разных контекстах.
  • Критерии оценки следует разъяснять учащимся или разрабатывать их вместе с ними. Речь идет о том, что учащиеся должны делать, чтобы достичь запланированных результатов обучения. Критерии оценки, написанные на доступном языке, следует сообщить ученику до начала оценки. Это позволит контролировать обучение и рассказывать другим о своем прогрессе.
  • Оценивание помогает учащимся определять потребности в обучении и их цели.
  • Оценивание учитывает индивидуальные отличия, ибо ориентировано на прогресс и рост ученика/ученицы, учитывая конкретные результаты.
  • Учителя должны предоставлять постоянную устную или письменную описательную обратную связь, которая подчеркивает сильные стороны учащихся и предлагает цели, чтобы улучшить их успеваемость. Информацию передают ученикам и родителям, чтобы сравнить успеваемость с предыдущими достижениями.

КАК СОБИРАТЬ ИНФОРМАЦИЮ ОБ ОБУЧЕНИИ

Авторы пособия советуют метод триангуляции (триединые показания). Так, учителя собирают доказательства об обучении учащихся из трех разных источников:

1. Наблюдение за учащимися. Например, можно использовать записи, контрольные списки и рейтинговые шкалы (о них ниже – ред.). Все – чтобы в письменном виде фиксировать наблюдения за учащимися во время различных учебных мероприятий.

2. Беседы. Учащиеся обсуждают свое обучение, а также то, что могут об этом написать (записать аудио или видео). Это позволяет детям поделиться своими успехами и вызовами.

3. Продукты. Обучение часто оценивают по результатам викторин или тестов, которые не всегда лучше демонстрируют результаты. Следовательно, продукты оценки должны содержать задачи, ориентированные на действия, презентации, демонстрации, взаимодействия, видео- и аудиозапись или устные взаимодействия и проекты.

Впоследствии учителя соотносят информацию из разных источников с обучающими результатами. Так можно наглядно сравнить и оценить, насколько учащиеся достигли определенных целей или результата обучения.

ТЕХНИКИ ДЛЯ ОЦЕНЕНИЯ

Оценка с привлечением учащихся

Когда ученики участвуют в оценке, то приобретают важные навыки, такие как рассуждать и рефлексировать, думать о своих усилиях, быть конструктивными при самооценке и оценке со стороны сверстников, а также предоставлять конкретную и значимую информацию.

К тому же, эта техника меняет роль учителя – от судьи и оценщика до тренера и фасилитатора. Руководствуясь правилами этого метода, учителя должны:

  • объяснять критерии оценки тестов перед их проведением;
  • когда это возможно, показывать примеры образцовых работ;
  • говорить и писать на понятном учащимся языке;
  • разрабатывать инструменты оценивания вместе с учащимися;
  • готовить инструменты самоконтроля и самооценки для различных задач и работы;
  • поощрять учащихся ставить цели.

О собеседованиях, консультациях или интервью

Собеседования – это короткие неформальные встречи, которые проводятся с учениками в одиночку или с небольшой группой. Речь идет о диагностическом общении, вопросах и ответах.

Также можно проводить интервью – специфические собеседования, чтобы в устной форме собрать конкретную информацию с помощью заранее продуманных вопросов. Учитель должен записывать ответы за учащимся или учащийся должен письменно отвечать на письменные вопросы.

Польза для оценки от интервью и собеседований наибольшая, если проводить их регулярно и если учитель и ученик приходят на них подготовленными, то есть с материалами и вопросами. Когда учащиеся поймут, как проходят собеседования, то смогут проводить такие встречи со сверстниками, чтобы получить обратную связь и обсудить свои достижения и цели. Цель собеседований такова:

  • дать учащимся и учителю возможность обсудить сильные стороны обучения и направления, которые следует усовершенствовать;
  • определить цели обучения;
  • выяснить, как учащиеся понимают информацию, относятся к обучению, а также выявить навыки и стратегии, которые учащиеся используют в учебе;
  • обеспечить индивидуализированное обучение, направить учащихся в более сложные материалы и определять будущие потребности в преподавании.

Авторы пособия сформировали советы для проведения собеседований с учащимися, в частности:

  1. Тон собеседования должен быть спокойным и дружелюбным, а количество тем для обсуждения ограничено (одна или две). Учащиеся должны знать о целях собеседования и ожидания от участников до начала.
  2. Записывайте имена учеников в календаре класса, чтобы каждый знал, когда состоится его собеседование.
  3. Разрешайте учащимся регистрировать обращение с просьбой провести собеседование.
  4. Проверьте, чтобы все учащиеся записались по крайней мере на минимальное количество встреч, которое вы определили.
  5. Часто просматривайте журнал, чтобы убедиться в регулярном опросе всех учащихся.
  6. Планируйте 5–10-минутные собеседования по оценке.
  7. Убедитесь, что другие учащиеся могут работать самостоятельно, чтобы собеседования проходили без прерываний.
  8. Чаще проводите собеседования с учениками, которые испытывают трудности.
  9. Начинайте и заканчивайте каждое собеседование на положительной ноте.
  10. На групповых собеседованиях у каждого участника есть возможность рассказать о своей работе, обратить внимание, чем он или она гордится, и задать вопросы. Другие участники указывают, что им нравится в работе ученика, и делают предложения по усовершенствованию. Учителю следует наблюдать и делать ситуативные заметки.

О личной рефлексии и самооценке

Личную рефлексию структурирует учитель или учащиеся. Можно ежедневно эффективно направлять саморефлексию учащихся. Тогда ученики:

  1. размышляют что они узнали и как это сделали;
  2. контролируют и регулируют обучение;
  3. видят свои сильные стороны и направления, по которым нужно работать;
  4. осознают свою ответственность за обучение;
  5. оценивают качество своей работы и знаний;
  6. ставят цели для будущего обучения и планируют пути достижения;
  7. отслеживают прогресс по всем предметам.

Авторы учебника ссылаются на исследователей Р. Марзано, Д. Пикеринга и Дж. Мак-Тай, которые предлагают такую ​​структуру и вопросы, которые помогут учащимся рассуждать о своем обучении:

  • Рефлексия по содержанию. Напишите, насколько вы поняли информацию, которую обсуждали в классе. В чем вы уверены? Что осталось непонятным? Что для вас особенно интересно?
  • Рефлексия по обработке информации. Напишите, насколько эффективно вы собирали информацию для своего проекта.
  • Рефлексия по поводу коммуникации. Опишите, насколько эффективно вы принесли свои выводы членам дискуссионной группы.
  • Рефлексия по взаимодействию и сотрудничеству. Опишите, как хорошо вы работали со своей группой на протяжении всего проекта.

К тому же один из способов стимулировать учащихся задуматься об их обучении – попросить их завершить предложение типа:

  • Эта часть работы показывает, что я могу…
  • Я могу улучшить свою работу с помощью…
  • Просматривая свою работу, я хотел бы/хотела бы поставить перед собой новую цель:…
  • Стратегия, которая хорошо сработала для меня…

Кроме того, учителя могут дать учащимся возможность сравнить информацию самооценки с информацией по оценке учителя.

О портфолио

Портфолио – это целенаправленно составленный набор образцов учащихся, результатов самооценки и формулировок целей, изображающих продвижение учащихся в обучении. Учащиеся должны сами подбирать работы для портфолио, но учитель может рекомендовать приобщить конкретные образцы. Признаки эффективных портфолио:

  • их регулярно обновляют, чтобы информация была актуальной и полной;
  • помогают учащимся видеть свои успехи;
  • доступны родителям или лицам, их заменяющим;
  • подробно сообщают о различных результатах обучения учащихся, которые в других обстоятельствах было бы сложно документировать;
  • содержат самооценку, описывающую ученика;
  • состоят из элементов, которые представляют результаты обучения, а также то, что ученики знают, понимают и могут делать;
  • содержат критерии, по которым оценивали работу учащегося;
  • способствуют оценке, оценке и коммуникации по обучению;
  • содержат различные работы (рисунки, аудио- и видеозаписи, фотографии, графику, черновики, журналы и задания), демонстрирующие многочисленные достижения.

Важное требование к портфолио: учащиеся должны приобщать к нему письменные размышления, объясняя, почему они избрали тот или иной образец работы. Как пишут авторы, некоторые ученики овладевают мастерством изложения описаний и рассуждений о своей работе без каких-либо подсказок. Ученикам, которым сложно решить, что писать, помогут следующие предложения:

  1. Это произведение показывает, что я знаю о…
  2. Я горжусь этим произведением, потому что…
  3. Люди, которые знали меня в прошлом году, никогда бы не поверили, что я написал это произведение, потому что…
  4. Это произведение было для меня самым большим вызовом, потому что…
  5. Моему (моему) (родителям, другу/подруге, учителю/учительнице) понравилось это произведение, потому что…
  6. Важная вещь, которую я открыл по отношению к себе, – это…

Также в работе с портфолио следует отметить: ​​​​​​​​​​​​​​

  • была ли задача в пределах типовой учебной деятельности, или креативным проектом (например, реализованным по собственной инициативе);
  • уровень помощи: выполнял работу самостоятельно, с партнером, под периодическим руководством учителя или дома при поддержке родителей;
  • дату образца;
  • указание на то, предыдущий вариант работы, или окончательный.

О контрольных списках, балльной шкале и рубриках оценки

Контрольные списки, балльная шкала и рубрики оценивания – это инструменты, позволяющие учителям и учащимся собирать информацию о том, что учащиеся знают и могут делать, чтобы достичь определенных результатов обучения. Речь идет о систематических способах сбора данных о поведении, знаниях и навыках.

Контрольные списки обычно имеют формат "да / нет". Речь идет об определенных критериях, которым отвечают учащиеся. Их можно использовать для записи наблюдений по ребенку, группе или целому классу.

Бальная шкала позволяет учителям фиксировать меру или частоту проявления поведения, навыков и стратегий, которые демонстрирует ученик. Этот метод определяет критерии и дает 3 или 4 варианта ответов для описания качества или частоты деятельности учащихся. Учителя могут использовать балльную шкалу для записи наблюдений, а учащиеся – инструмент самооценки.

Если научить учащихся использовать описательные слова, такие как “всегда”, “обычно”, “иногда” и “никогда”, это поможет им точно определять свои сильные стороны и потребности. Эффективная балльная шкала использует дескрипторы (описания уровней) с отчетливо понятными показателями.

С помощью рубрик оценивания можно эффективно оценивать обучение учащихся, четко и лаконично информировать их об ожиданиях. Если это возможно, рубрики оценивания следует строить с учетом мнения учащихся. В первую очередь вместе с учениками следует определить, как выглядит качественная работа.

Рубрики можно использовать для суммирования целей и присваивать баллы на каждом уровне. Прежде чем разработать рубрику, учителям нужно ответить на следующие вопросы:

  1. Какие конкретные результаты связаны с этой задачей?
  2. Есть ли у учащихся опыт выполнения этой или подобной задачи?
  3. Как выглядит примерное исполнение?
  4. Какие качества отличают примерную работу от других уровней?

Кроме того, учителя могут организовать мозговой штурм и обсудить, каков каждый уровень. Авторы предлагают следующие ответчики:

Уровень 4 – образцовый уровень. В описании следует отметить, что все аспекты работы превосходят ожидания и демонстрируют образцовую успеваемость или понимание.

Уровень 3 – уровень выше среднего. В описании следует отметить, что все аспекты работы превосходят ожидания и демонстрируют убедительную успеваемость или понимание.

Уровень 2 – удовлетворительный уровень. Он должен указывать на минимальные компетентности, приемлемые для удовлетворения ожиданий обучения. Успешность и понимание есть или развиваются, но есть некоторые ошибки, материал освоен не полностью.

Уровень 1 – уровень ограниченного овладения материалом. Указывает, что не соответствует ожиданиям от обучения: ученик совершает серьезные ошибки, имеет значительные недостатки в овладении материалом или неправильные представления. Учитель должен вмешаться, чтобы помочь ученику/ученице улучшить результаты.

Как разработать контрольные списки, балльную шкалу и рубрики оценивания:

1. Используйте простые и понятные для ученичества форматы, которые будут передавать информацию об их обучении родителям.

2. Заботьтесь о том, чтобы характеристики и дескрипторы были четкими, конкретными и доступными для наблюдения.

3. Поощряйте учащихся помогать разрабатывать критерии. Например, какие дескрипторы демонстрируют уровни успеваемости, когда речь идет о написании произведения?

4. Убедитесь, что контрольные списки, балльная шкала и рубрики оценки датированы: это поможет отслеживать прогресс.

5. Оставляйте место для ситуативных заметок или комментариев.

​​​​​​​

О ситуативных заметках

Ситуативные заметки используются для записи конкретных наблюдений за поведением каждого ученика, их навыками и взаимоотношениями, поскольку это связано с результатами обучения.

В заметках отмечают постоянные наблюдения на уроках. Их можно писать в ответ на изготовленный продукт или работу ученика. Они кратки, объективны и нацелены на конкретные результаты. Ситуативные заметки можно передавать учащемуся периодически или по запросу. О них можно проинформировать на встречах учителя, родителей и ученика.

Подпишитесь на email рассылку!
Советы по созданию и ведению ситуативных заметок:

  • Назначьте отдельную страницу в папке для каждого учащегося. Записывайте наблюдения, используя стикеры. На каждой наклейке напишите дату и имя учащегося.
  • Позаботьтесь, чтобы ситуативные заметки были короткими и сфокусированными (обычно не более чем несколько предложений или фраз).
  • Следите за тем, чтобы комментарии были объективными. Делайте конкретные замечания о сильных сторонах учащихся.
  • Чтобы воспоминания были точными, делайте заметки во время наблюдений или как можно скорее после них.
  • При возможности записывайте комментарии регулярно.
  • Делайте заметки в разное время и во время разных мероприятий, чтобы профиль ученика был сбалансирован.
  • Зачастую просматривайте заметки, чтобы убедиться, что они регулярны для каждого ученика, и обобщайте информацию, связанную с тенденциями в обучении.
Опубліковано:
Освітній портал op.ua
Автором статьи не является редакция сайта, поэтому все его источники относятся к автору самой статьи
0.0
Актуальність і новизна:
Подача і оформлення матеріалу:


Опрос
Как вы оцениваете работу Шкарлета С.Н.
Голосовать

Інші новини

Показать больше

Нещодавні матеріали бібліотекки

Показать больше

Подпишитесь на email рассылку!

Получайте актуальную информацию об образовании в Украине и за рубежом

Новина додадана до збережених

Перейти до кабінету
x
x
Статус користувача