Оценивать учащихся можно с помощью собеседования, консультации, портфолио, самооценки, личной рефлексии, рубрики оценки и ситуативных заметок.
Большинство из них основаны на внимательном наблюдении учителя за ученичеством не только во время учебы, но и на перемене или в неожиданных ситуациях. Это позволяет лучше понять, как меняются дети и на что нужно обратить внимание.
"Новая украинская школа" подготовила конспект из пособия "Украинский для всех" от Финского проекта "Учимся вместе" + проекта ЕС. Авторы: Мелоди Костюк, Игорь Хворостяный и Ирина Унгурян.
Читайте о том, что нужно учесть, разрабатывая программу оценки и как собирать информацию об обучении. Текст пригодится учителям, которые хотят изменить или разнообразить техники оценки. Подборка полезна не только для учителей украинского языка, описанные методы – универсальны.
ЧТО НАДО УЧИТЫВАТЬ
Авторы дают несколько советов, которые следует учесть, планируя и разрабатывая эффективную программу оценки:
КАК СОБИРАТЬ ИНФОРМАЦИЮ ОБ ОБУЧЕНИИ
Авторы пособия советуют метод триангуляции (триединые показания). Так, учителя собирают доказательства об обучении учащихся из трех разных источников:
1. Наблюдение за учащимися. Например, можно использовать записи, контрольные списки и рейтинговые шкалы (о них ниже – ред.). Все – чтобы в письменном виде фиксировать наблюдения за учащимися во время различных учебных мероприятий.
2. Беседы. Учащиеся обсуждают свое обучение, а также то, что могут об этом написать (записать аудио или видео). Это позволяет детям поделиться своими успехами и вызовами.
3. Продукты. Обучение часто оценивают по результатам викторин или тестов, которые не всегда лучше демонстрируют результаты. Следовательно, продукты оценки должны содержать задачи, ориентированные на действия, презентации, демонстрации, взаимодействия, видео- и аудиозапись или устные взаимодействия и проекты.
Впоследствии учителя соотносят информацию из разных источников с обучающими результатами. Так можно наглядно сравнить и оценить, насколько учащиеся достигли определенных целей или результата обучения.
ТЕХНИКИ ДЛЯ ОЦЕНЕНИЯ
Оценка с привлечением учащихся
Когда ученики участвуют в оценке, то приобретают важные навыки, такие как рассуждать и рефлексировать, думать о своих усилиях, быть конструктивными при самооценке и оценке со стороны сверстников, а также предоставлять конкретную и значимую информацию.
К тому же, эта техника меняет роль учителя – от судьи и оценщика до тренера и фасилитатора. Руководствуясь правилами этого метода, учителя должны:
О собеседованиях, консультациях или интервью
Собеседования – это короткие неформальные встречи, которые проводятся с учениками в одиночку или с небольшой группой. Речь идет о диагностическом общении, вопросах и ответах.
Также можно проводить интервью – специфические собеседования, чтобы в устной форме собрать конкретную информацию с помощью заранее продуманных вопросов. Учитель должен записывать ответы за учащимся или учащийся должен письменно отвечать на письменные вопросы.
Польза для оценки от интервью и собеседований наибольшая, если проводить их регулярно и если учитель и ученик приходят на них подготовленными, то есть с материалами и вопросами. Когда учащиеся поймут, как проходят собеседования, то смогут проводить такие встречи со сверстниками, чтобы получить обратную связь и обсудить свои достижения и цели. Цель собеседований такова:
Авторы пособия сформировали советы для проведения собеседований с учащимися, в частности:
О личной рефлексии и самооценке
Личную рефлексию структурирует учитель или учащиеся. Можно ежедневно эффективно направлять саморефлексию учащихся. Тогда ученики:
Авторы учебника ссылаются на исследователей Р. Марзано, Д. Пикеринга и Дж. Мак-Тай, которые предлагают такую структуру и вопросы, которые помогут учащимся рассуждать о своем обучении:
К тому же один из способов стимулировать учащихся задуматься об их обучении – попросить их завершить предложение типа:
Кроме того, учителя могут дать учащимся возможность сравнить информацию самооценки с информацией по оценке учителя.
О портфолио
Портфолио – это целенаправленно составленный набор образцов учащихся, результатов самооценки и формулировок целей, изображающих продвижение учащихся в обучении. Учащиеся должны сами подбирать работы для портфолио, но учитель может рекомендовать приобщить конкретные образцы. Признаки эффективных портфолио:
Важное требование к портфолио: учащиеся должны приобщать к нему письменные размышления, объясняя, почему они избрали тот или иной образец работы. Как пишут авторы, некоторые ученики овладевают мастерством изложения описаний и рассуждений о своей работе без каких-либо подсказок. Ученикам, которым сложно решить, что писать, помогут следующие предложения:
Также в работе с портфолио следует отметить:
О контрольных списках, балльной шкале и рубриках оценки
Контрольные списки, балльная шкала и рубрики оценивания – это инструменты, позволяющие учителям и учащимся собирать информацию о том, что учащиеся знают и могут делать, чтобы достичь определенных результатов обучения. Речь идет о систематических способах сбора данных о поведении, знаниях и навыках.
Контрольные списки обычно имеют формат "да / нет". Речь идет об определенных критериях, которым отвечают учащиеся. Их можно использовать для записи наблюдений по ребенку, группе или целому классу.
Бальная шкала позволяет учителям фиксировать меру или частоту проявления поведения, навыков и стратегий, которые демонстрирует ученик. Этот метод определяет критерии и дает 3 или 4 варианта ответов для описания качества или частоты деятельности учащихся. Учителя могут использовать балльную шкалу для записи наблюдений, а учащиеся – инструмент самооценки.
Если научить учащихся использовать описательные слова, такие как “всегда”, “обычно”, “иногда” и “никогда”, это поможет им точно определять свои сильные стороны и потребности. Эффективная балльная шкала использует дескрипторы (описания уровней) с отчетливо понятными показателями.
С помощью рубрик оценивания можно эффективно оценивать обучение учащихся, четко и лаконично информировать их об ожиданиях. Если это возможно, рубрики оценивания следует строить с учетом мнения учащихся. В первую очередь вместе с учениками следует определить, как выглядит качественная работа.
Рубрики можно использовать для суммирования целей и присваивать баллы на каждом уровне. Прежде чем разработать рубрику, учителям нужно ответить на следующие вопросы:
Кроме того, учителя могут организовать мозговой штурм и обсудить, каков каждый уровень. Авторы предлагают следующие ответчики:
Уровень 4 – образцовый уровень. В описании следует отметить, что все аспекты работы превосходят ожидания и демонстрируют образцовую успеваемость или понимание.
Уровень 3 – уровень выше среднего. В описании следует отметить, что все аспекты работы превосходят ожидания и демонстрируют убедительную успеваемость или понимание.
Уровень 2 – удовлетворительный уровень. Он должен указывать на минимальные компетентности, приемлемые для удовлетворения ожиданий обучения. Успешность и понимание есть или развиваются, но есть некоторые ошибки, материал освоен не полностью.
Уровень 1 – уровень ограниченного овладения материалом. Указывает, что не соответствует ожиданиям от обучения: ученик совершает серьезные ошибки, имеет значительные недостатки в овладении материалом или неправильные представления. Учитель должен вмешаться, чтобы помочь ученику/ученице улучшить результаты.
Как разработать контрольные списки, балльную шкалу и рубрики оценивания:
1. Используйте простые и понятные для ученичества форматы, которые будут передавать информацию об их обучении родителям.
2. Заботьтесь о том, чтобы характеристики и дескрипторы были четкими, конкретными и доступными для наблюдения.
3. Поощряйте учащихся помогать разрабатывать критерии. Например, какие дескрипторы демонстрируют уровни успеваемости, когда речь идет о написании произведения?
4. Убедитесь, что контрольные списки, балльная шкала и рубрики оценки датированы: это поможет отслеживать прогресс.
5. Оставляйте место для ситуативных заметок или комментариев.
О ситуативных заметках
Ситуативные заметки используются для записи конкретных наблюдений за поведением каждого ученика, их навыками и взаимоотношениями, поскольку это связано с результатами обучения.
В заметках отмечают постоянные наблюдения на уроках. Их можно писать в ответ на изготовленный продукт или работу ученика. Они кратки, объективны и нацелены на конкретные результаты. Ситуативные заметки можно передавать учащемуся периодически или по запросу. О них можно проинформировать на встречах учителя, родителей и ученика.
Получайте актуальную информацию об образовании в Украине и за рубежом