Продолжение образовательного процесса в условиях войны стало собственным фронтом и важной миссией для украинских педагогов. Кроме уроков, учебный процесс позволяет детям находиться в кругу друзей и сверстников, дает ощущение безопасности и стабильности. Именно поэтому, несмотря на сложные условия, важно поддерживать детей, стараться повышать качество обучения, реализовывать мероприятия по преодолению учебных пробелов. Для поддержки учителей Государственная служба качества по сотрудничеству с экспертами проекта «Сопровождение правительственных реформ в Украине» (SURGe) подготовила советы для педагогов, как диагностировать и компенсировать учебные потери в условиях войны.
Разделяют два понятия учебных потерь:
Во время образовательного процесса учителя сталкиваются с обоими явлениями. Например, когда у отдельных учащихся или классах наблюдаются потери в овладении программой, речь идет об учебных потерях, ), а когда наблюдается разница между учащимися, обучающимися экстерном или в смешанном режиме обучения, это уже учебные разрывы.
Пошаговая инструкция для учителей, как помочь детям наверстать пропущенное и успешно продолжить обучение:
Шаг 1: диагностика учебных потерь
Учитель должен определить важнейшие результаты из учебной программы за прошедший период времени, без которых невозможно дальнейшее изучение предмета, и предложить учащимся выполнить диагностическую работу. Для этого можно воспользоваться тестами, размещенными на платформе Всеукраинская школа онлайн, или сформировать задание самостоятельно.
При диагностировании желательно максимально снизить степень стресса у учащихся. В то же время следует обеспечить условия, чтобы исключить нарушение академической добродетели среди учащихся. Если правильно донести до учащихся цель диагностирования и объяснить, что результаты будут использоваться только для того, чтобы организовать более эффективно их обучение, то списывание и другие проявления неблагочестия потеряют смысл.
Далее учитель проверяет работы и предоставляет учащимся обратную связь по результатам. По результатам теста педагог определяет пробелы в обучении и планирует меры по компенсации учебных потерь, реализуемых на практике. Через некоторое время производится повторная диагностика с анализом динамики результатов.
Шаг 2: Компенсировать учебные потери
Компенсация потерь в учебном времени чаще происходит через предоставление учащимся учебных материалов (презентация, видео, аналогичные учебные занятия онлайн) и задач для самостоятельной обработки. Реже учителя проводят групповые и индивидуальные консультации, дополнительные учебные занятия.
Компенсация учебных потерь зависит от их объема и количества учащихся, имеющих такие потери. Идеальной стратегии компенсации учебных потерь нет: каждый выбранный путь будет иметь свои преимущества и недостатки. Поэтому выбор стратегии и принятие решения по каждому учащемуся должен приниматься индивидуально.
Стратегии компенсации учебных потерь:
Получайте актуальную информацию об образовании в Украине и за рубежом