Из-за массированных ракетных ударов со стороны российского агрессора объекты критической инфраструктуры терпят значительные повреждения, что приводит к отключению электроэнергии во многих регионах страны. Чем занять ребенка, если выключили свет, а на улице уже сумерки, дают советы в ЮНИСЕФ а материалами Светланы Ройз.
Самый простой способ трансформировать напряжение, возникающее в результате страха тьмы – это игра, которая поможет не только пережить «темные» часы, но и будет способствовать улучшению взаимоотношений в семье.
Аудиальные игры и игры со словами:
- Петь хором;
- Играть на музыкальных инструментах;
- Играть на воображаемых музыкальных инструментах. Издавать звуки, словно стучимся в литавры, бьем в барабаны, играем на скрипке;
- «Тарабарский язык». Говорить друг с другом на «тарабарском языке», то есть вымышленном, пытаясь по интонации угадать, о чем говорит каждый;
- Вместе говорить скороговорки;
- Играть в «белые хвастуны». А именно, кричать: «А я…!!!» и рассказывать о том, что действительно умеем и что удалось;
- "Alias". Угадывать слово по описанию. Однако важно не называть самое слово;
- Рассказывать истории на тему;
- Рассказывать что-нибудь, чтобы уложиться в одну минуту;
- «Голоса животных». Кто-то издает звук – другие угадывают. Кто угадал первый, становится ведущим;
- Игра в слова. Следующий игрок называет слово последнюю букву слова предыдущего игрока;
- «К счастью, к сожалению». Кто-то придумывает ситуацию, а игроки поочередно предлагают продолжение, начиная со слов «увы», а следующий игрок – «к счастью»;
- «Искаженный телефон». Шепотом передавать слово друг другу. В конце узнаем, что услышал последний игрок;
- "Сказка". Сочинить сказку, когда каждый говорит по предложению;
- «Наоборот». Говорить слова наоборот, не записывая их. Например, «чайник» – «киньяч», «стена» – «анитс»;
- "Я велел". Рассказать о загаданном слове, не называя его. Например, «Я приказал — белый, холодный, скрипит под ногами, тает…»;
- Загадать предмет. Все остальные должны его угадать, задавая вопросы, на которые ведущий может ответить только «да» или «нет»;
- Рима. Назвать четыре (или два) случайных слова, к которым нужно найти рифму или придумать стихотворение на 4 строки;
- "Буква". Назвать слова только на заданную букву. Вариант для взрослых: назвать слова на загаданную букву, которую можно положить в трехлитровую банку;
- Ищем сходство. Назвать два случайных слова, а другие должны угадать, чем они могут быть похожи.
- «Волшебный язык». Для детей, которые учатся разбирать слова на слоги, можно говорить слова, добавляя дополнительный слог «жи», «ма» или «хрю»4
- «Дураки». Сочинять начало предложения, к которому нужно придумать абсолютно «приглушенное» и нереальное продолжение;
- Найти ассоциации. Один игрок называет слово, следующий – свою ассоциацию к этому слову. Детям можно объяснить так: «Первое, что приходит в голову, когда слышишь это слово»;
- «Это слово умеет…». Описать слово его «умениями»;
- «Слово, которого нет». Сочинять слова, которых не существует и что они могли бы означать языком инопланетян.
- Во время тьмы ребенку особенно необходимо чувствовать себя в безопасности. Особое значение приобретают телесные контакты. В темноте важно прикасаться к ребенку, обнять, накрыть пледом по возможности. Следует предлагать леденцы для рассасывания или резинку, чтобы чувствовать вкус, а также игрушку, которую можно сжимать в руках.
Телесные игры:
- «Азбука Морзе». Передавать простые слова прикосновениями. Однако заранее нужно выучить несколько букв;
- «Круг любви». Взяться за руки, игроки должны осторожно сжать ладонь сидящему за ними по часовой стрелке;
- «Волшебные прикосновения». Представить, что тело – это музыкальный инструмент. И любая часть тела исполняет определенный звук. Тогда прикасаться к ребенку ладонью, чтобы она пела, мурлыкала, кукурикала и т.п.;
- Отбивать ритм вместе. Это может быть знакомая песня, также можно создавать общий ритм (например, дождя), предлагать стучать ритм зубами, щелкать языком, отбивать ладонью, ногами и т.п.;
- Обнимать друг друга и целовать разными объятиями и поцелуями (для родителей и детей). А именно, оранжевыми, клубничными, радужными, квадратными и т.д.
- Танцевать под воображаемую мелодию или под пение песен;
- Передавать предмет в кругу, когда у игроков закрыты глаза. Тогда — прикасаться к нему и угадывать, что это, или предлагать, как его можно использовать;
- «Прикосновения – незнакомцы». Касаться ладоней ведущего только приятными прикосновениями, чтобы ведущий угадал, кто касается;
- Представить, что попал на новенькую планетку, на которой нет обычного света. А потом представить, как на ней можно адаптироваться;
- Сделать себе избушку из подушек и одеял;
- Если пространство знакомо и безопасно, играть в «бабу куцу». Тогда ведущий должен поймать игроков, хлопающих в ладоши.
Игры с фонарем:
- Играть в теневой театр руками. Создавать руками разные фигурки;
- Играть в теневой театр, используя игрушки. Надо подсвечивать их, чтобы была тень;
- Сделать проектор из стаканчика и пленки;
- Смотреть сквозь дуршлаг на «звезды».